Инициаторами ликвидации СНТ может быть налоговый орган по месту нахождения товарищества или сами члены СНТ.
Ликвидация СНТ по решению налоговой инспекции.
Если инициатором ликвидации выступает налоговая инспекция, то скорее всего, товарищество уже несколько лет не сдает отчетность, не платит налоги, на письма и запросы не реагирует.
Правление товарищества может несколько лет исправно исполнять свои обязанности: продолжать собирать взносы, оплачивать электричество, косить траву на ЗОП, вывозить мусор и даже строить основные средства (дороги, заборы, электрические сети). И только на этапе внесения в ЕГРЮЛ сведений или обращении в банк узнает, что СНТ, как юридического лица уже давно нет.
Ликвидация СНТ регламентируется Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ст.40-44), гражданским кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.
Имущество ликвидируемого СНТ
Если, несмотря на все аспекты, перечисленные выше общее собрание членов пришло к выводу, что СНТ нужно ликвидировать, то к процедуре этой стоит подготовиться. Речь о имуществе общего пользования.
Электрические сети.
Договор на поставку электроэнергии в 90% СНТ заключен между ресурсоснабжающей компанией (Мосэнергосбыт в Московской области) и СНТ. Далее садоводы по индивидуальным приборам учета оплачивают электричество в СНТ. СНТ перечисляет эти денежные средства с ссылкой на договор СНТ в Мосэнергосбыт. Есть конечно случаи, когда садоводы или члены правления вносят платежи за электричество напрямую в Мосэнергосбыт (если расчетный счет у СНТ не открыт). Но и такие товарищества пойдут на риск, если не наладят процесс потребления электроэнергии между Мосэнергосбытом и собственниками участков напрямую, до ликвидации. Процесс компенсации потерь, отсутствие задолженности и ремонт сетей будет некому контролировать. Приведет это к отключению электричества всем садоводам за неуплату или к неремонтируемым поломкам. Поэтому, перед ликвидацией заключаем прямые договора на оплату электроэнергии. В идеале передаем сети электросетевой компании.
Земли общего пользования.
В идеале оформить участок под ЗОП на всех в долях, пропорционально площади земельных участков в собственности. Тут есть нюансы: будут проблемы с оформлением, так как нужно как минимум доверенность и письменное согласие каждого. Следующий момент, что со сменой собственника индивидуального участка, вносить соответствующие изменения в «свидетельство» (сведения в ЕГРН) на ЗОП никто не будет. Но, с вступлением в силу 217-ФЗ с 2019 года должен появиться регламент, регулирующий данные моменты.
Если предварительно с земельным участком общего пользования ничего не делать, то он станет «условно выморочным». Выморочный, потому, что собственника больше не будет, при этом юридически право на него никому не передано. Условно, потому что выморочным имущество может по суду признать Администрация по месту нахождения земли. Никто этим заниматься не будет.
Что касается негативных последствий, которых боятся все садоводы: вдруг его купит некто и поставит шлагбаумы, будет брать деньги за проезд к собственному участку. Такое действительно может быть, но не на законных основаниях. То есть до первого приезда полиции. В случае если некий собственник действительно появится и будет препятствовать доступу к земельным участкам садоводов, нужно будет обратиться в суд и оформить сервитут (право ограниченного пользования и проезда чужим земельным участком).
Иное имущество общего пользования.
Что касается дорог (как слоя дорожного покрытия, а не земельного участка), заборов, КПП, колодцев и прочего, то покупатели на них едва ли найдутся. Либо они станут «условно выморочными», либо, как вариант, попытаться продать за символическую плату забор собственникам крайних участков. Вырученные средств разделить между садоводами в равных долях, если что-то останется после погашения долгов перед ресурсоснабжающими и прочими организациями. В любом случае, без поддержания в рабочем состоянии очень скоро инфраструктура придет в упадок.
Доликвидационные мероприятия проведены. Приступаем к самой процедуре ликвидации. Общие собрания проводим максимально ответственно. Так как решение о ликвидации затрагивает абсолютно всех собственников земельных участков, расположенных на территории товарищества, уведомлены о предстоящем собрании (на котором планируется принимать данное решение) должны быть все, всеми законодательно предусмотренными способами с соблюдением сроков.
Условно процедуру ликвидации СНТ можно разделить на следующие этапы:
Ликвидация СНТ считается завершенной после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ и сообщается о ликвидации в органах печати.
Документы и бухгалтерская отчетность ликвидированного СНТ передаются на хранение в государственный архив.
Изменения после вступления в силу с 01 января 2019г.
Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ст.28): при ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества, за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, передается собственникам садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально их площади вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества.
ВНИМАНИЕ!
Если СНТ ликвидировано по решению ФНС, то шансы в судебном порядке восстановить СНТ, как юридическое лицо есть. Все зависит от того, вело ли фактически товарищество хозяйственную деятельность и чем это можно подтвердить.
Для записи на личный прием по всем юридическим вопросам, касающимся деятельности СНТ, ДНП, ТСН.
позвоните по номеру +7 (499) 322-93-93 или оставьте заявку в форме ниже.
Наша статья была Вам полезна? Поделитесь ею в соцсетях!